|  Добавить в избранное

 

Беспилотные летательные аппараты на войне: итоги 2014 года

Категория: Арсенал

БеспилотникПосле ряда публикаций в СМИ по тематике беспилотных летательных аппаратов от коллег по цеху и писем читателей моей социальной сети «АвиаМиртесен» в мой адрес поступили десятки писем, касающихся правовых аспектов использования данных летательных аппаратов. Война в Новороссии с активным применение БПЛА с обоих сторон (ополчения и Украины), так же внесла свои коррективы в «бумажный опыт».

В частности в мои руки попал проект изменений в Воздушный кодекс с предложениями и поправками  по изменению воздушного законодательства с различными сопроводительными письмами. Кроме того, еще в мае 2014 вышел блестящий обзор КАА (Консультативно - аналитического агентства) «Безопасность полетов» посвященный анализу практики  применения БПЛА  и ДПЛА (беспилотных летательных аппаратов и соответственно «дистанционно» пилотируемых) в мире и отдельных странах.

Кроме того, существует 338 директива ИКАО (международной организацией гражданской авиации), которая четко регулирует  цели и задачи, а также применение этих аппаратов.

Для понимания ситуации введем общепринятый на западе термин БАС (вместо БПЛА и ДПЛА).

Итак. Использование  беспилотных авиационных систем (БАС) многие эксперты сравнивают по его значению с появлением и развитием интернета. Вместе с тем, беспилотники становятся новым фактором опасности для всех пользователей воздушного пространства.

ЧТО ТАМ У СОСЕДЕЙ?.

ЕВРОКОМИССИЯ

В настоящее время нормы для полетов БАС устанавливаются на уровне ООН и Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

ИКАО позволяет эксплуатацию БАС при условии, что национальные органы власти дают на это особое разрешение, например, разрешение на использование БАС в не специально выделенном воздушном пространстве (это означает: в том же воздушном пространстве, которое используется и пилотируемыми летательными аппаратами). Подобные разрешения, как правило, сводятся к конкретным операциям в конкретных условиях, чтобы избежать возникновения угрозы безопасности.

БАС уже появились в европейском воздушном пространстве. Отдельные члены ЕС, такие как Швеция, Франция, Дания, Италия, Германия, Чехия, Литва и Великобритания приняли нормы, регулирующие простые полеты легких БАС. Но разрешения на национальном уровне не имеют обоюдного признания и не позволяют производить или эксплуатировать

БАС в общеевропейском масштабе. Процедура оформления разрешений также не имеет четкой правовой базы и распределения ответственности.

Очевидно, что освоение технологии гражданских БАС является залогом будущей конкурентоспособности европейской аэронавигационной отрасли, т.к. по некоторым оценкам в ближайшие десять лет эти системы могут составить 10 процентов авиационного рынка.

Защита фундаментальных прав граждан

Эксплуатация БАС должна соответствовать Хартии по правам человека ЕС, включая уважение права на частную и семейную жизнь и защиту персональных данных. Маневренность, незаметность, дешевизна находятся в ряду характеристик, которые превращают БАС в уникальный инструмент для решения задач эффективного и незаметного наблюдения и контроля. При этом все большее использование БАС наряду с возможностью сохранения все большего объема данных на земле может вызывать озабоченность с точки зрения этических проблем, защиты частной жизни и персональных данных.

Необходим жесткий контроль для обеспечения безопасности полетов

БАС не защищены от возможных незаконных действий и потенциально могут быть использованы в качестве оружия. Террористы, преступники и государства – изгои могут использовать свои собственные БАС, могут блокировать навигационные сигналы и сигналы связи других БАС или захватить наземные станции управления.

Страхование ответственности перед третьими лицами

Нынешний режим страхования ответственности перед третьими лицами установлен в основном в отношении пилотируемых летательных аппаратов. Еврокомиссия рассмотрит вопрос изменения нынешних норм с учетом специфики БАС и пути развития эффективного страхового рынка, где ставки будут соответствовать реальным финансовым рискам, оцениваемым на основе полученных данных о происшествиях.

США

Кажется, что каждый день появляются новые публикации, касающиеся того или иного аспекта использования и применения дронов или беспилотных летательных аппаратов (БПЛА - unmanned aerial vehicles (UAV)), которые в настоящее время в нормативно-правовом сообществе принято называть беспилотными авиационными системами (БАС - Unmanned Aerial Systems (UAS).

Хотя названия «дроны» или «БПЛА» (UAV) используются часто и взаимозаменяемо, термин «беспилотные авиационные системы» становится общепринятым в нормативно-правовом сообществе и в отрасли и применяется для обозначения всех комплексных компонентов воздушных и наземных систем, которые включают в себя БПЛА и обеспечивают их эксплуатацию.

Почти все знают о шумихе, поднятой после объявления о намерении компании Амазон (Amazon) использовать БАС для доставки товаров и в связи с возможностями их применения для других коммерческих и гражданских целей, о которых стало известно в последнее время. Это – сельское хозяйство (наблюдение за посевами или стадами, опыление сельскохозяйственных культур), доставки пива рыбакам, съемка недвижимости или рекламных видеороликов, поисково-спасательные работы, обеспечение правопорядка, пожаротушение, контроль безопасности, коммерческие съемки и фотографирование, топографическая аэрофотосъемка и др.

В свете возрастающего давления на Федеральное управление авиации США с требованием определить правовой статус эксплуатации БАС существует множество различных мнений, касающихся нормативных требований и иных правовых аспектов коммерческого использования БАС в США.  Однако последние тенденции в правовой сфере привели к нескончаемым дебатам и неопределенности в вопросе правовых ограничений такой эксплуатации.

Позиция Федерального управления гражданской авиации США (FAA) касательно коммерческого использования БАС

Коммерция

Нынешняя политика Федерального управления гражданской авиации относительно его контроля коммерческого использования БАС в национальном воздушном пространстве сводится к следующему:

- В соответствии с действующими правовым нормам БАС считаются летательными аппаратами, регулирование полетов которых подпадает под юрисдикцию Федерального управления гражданской авиации, в независимости от того, используются они для развлечений, бизнеса или коммерции;

- Эксплуатация всех гражданских летательных аппаратов, в том числе коммерческая эксплуатация БАС регулируется Федеральным управлением гражданской авиации;

- Федеральное управление гражданской авиации контролирует воздушное пространство как выше, так и ниже 400 футов, в том смысле, что оно ответственно за безопасность национального воздушного пространства от уровня земли. (Некоторые комментаторы утверждают, что контроль ограничивается воздушным пространством для полетов и оспаривают юрисдикцию управления от уровня земли над частной собственностью.);

- Коммерческая или общественная эксплуатация БАС допускается только на основании лицензии, выдаваемой Федеральным управлением авиации в индивидуальном порядке (и только для использования определенной государственной структурой для таких действий как охрана правопорядка, пожаротушение, поисково-спасательные работы и т.п.). Это положение действует и для воздушного пространства над частной собственностью, и для высот ниже 400 футов. (Министерство обороны и другие федеральные ведомства не подпадают под действие этой статьи.);

- Для коммерческой эксплуатации БАС в национальном воздушном пространстве требуется сертифицированный летательный аппарат, лицензированный пилот и разрешение на эксплуатацию;

Хоббийная деятельность

Для полетов моделей летательных аппаратов, которые используется лишь для развлекательных целей или как хобби, в соответствии с Руководством для моделей летательных аппаратов, запрещающим полеты в населенных районах (Консультативный циркуляр Федерального управления гражданской авиации 91-57), не требуется разрешение или сертификат Федерального управления гражданской авиации. Как правило, полеты ограничены высотой 400 футов в пределах видимости и в стороне от аэропортов и маршрутов воздушного движения. Эксплуатация в коммерческих целях не разрешается.

В соответствии с законодательством о реорганизации Федерального управления гражданской авиации от 2012 года Конгресс США поручил управлению разработать план «безопасной интеграции» всех БАС к 31 сентября 2015. Это будет делаться поэтапно, и Федеральной управление дало понять, что нормы, предлагаемые для малых БАС (весом меньше 55 фунтов (25 кг)) будут обнародованы в этом году. Они, вероятно, будут включать положения о коммерческой эксплуатации.  Таким образом, в соответствии с нынешней политикой Федерального управления гражданской авиации, если кто-либо предпочтет эксплуатировать (или заключить контракт на эксплуатацию) БАС в любых коммерческих целях, то управление может оформить предупреждение, приказ о прекращении противоправных действий и/или административное наказание эксплуатанта.

Недавние посягательства на полномочия Федерального управления гражданской авиации

Федеральное управление гражданской авиации сталкивается с растущим давлением, имеющим своей целью добиться принятия норм, интегрирующих БАС в национальное воздушное пространство. Против Федерального управления были выдвинуты претензии, оспаривающие его право регулировать эксплуатацию малых БАС. Например, недавно поисково-спасательная служба штата Техас подала иск, оспаривающий право Федерального управления гражданской авиации отдавать приказы поисково-спасательной службе прекратить эксплуатацию БАС без лицензии.

В марте было официально объявлено решение судьи Национального комитета безопасности перевозок, касающееся якобы коммерческого использования малого дрона весом менее 5 фунтов (2,27 кг) с пенопластовыми крыльями и установленной камерой для рекламной фото- и видеосъемки. (См. вердикт судьи Патрика Джерагти (Patrick G. Geraghty), вынесенный 6 марта 2014 по делу СР-217 «Майкл Уэрта (Michael Huerta), глава Федерального управления авиации, истец, - Рафаэль Пэркер (Raphael Pirker), ответчик, в офисе судей по административным делам Национального комитета безопасности перевозок США).

В случае с Пэркером Федеральное управление гражданской авиации предложило наложить штраф в размере 10000 долларов США на эксплуатанта за неосторожную и безответственную эксплуатацию летательного аппарата в нарушение правил Федерального управления. Интересно, что управление не издавало приказ о прекращении противоправных действий и не налагало наказание в связи с тем, что эксплуатация БАС без лицензии является незаконной, как и в связи с тем, что у эксплуатанта не было летного свидетельства.

Судья по административным делам отклонил иск Федерального управления авиации о наложении административного взыскания. Он обосновал это тем, что малая БАС не является «воздушным судном» и тем, что Федеральное управление гражданской авиации еще не приняло в соответствии с законодательными процедурами окончательные нормы, которые сделали бы такие БАС и их эксплуатацию объектом норм управления, применяемых к воздушным судам. Федеральное управление авиации подает апелляцию на вышеизложенное решение непосредственно в Национальный комитет по безопасности перевозок.

Страхование

При рассмотрении вопроса эксплуатации БАС, говоря о нормативно правовых аспектах, часто забывают о страховой защите. Большинство полисов владельцев жилых помещений и также полисов, связанных с коммерческой ответственностью либо не покрывают, либо однозначно исключают ответственность, возникающую в результате авиационной деятельности.

Об эксплуатации БАС за пределами США

Само собой разумеется, что правовые и сопутствующие вопросы, связанные с взрывным спросом на коммерческое применение БАС, не ограничиваются территорией США.  Многие другие страны сталкиваются с теми же проблемами, что и США в сфере государственного, частного и коммерческого использования БАС. Отдельные иностранные законодательства ввели нормы, регулирующие некоторые аспекты такой эксплуатации.

 В их числе, наряду с рядом других государств, находятся Канада, Япония и Австралия. В связи с использованием в конкретных БАС определенных технологий следует принимать во внимание законы, регулирующие экспорт и импорт.

БАС и защита частной жизни граждан

По сообщению информационного агентства Ассошиэйтед Пресс, штат Нью-Гэмпшир может присоединиться к более чем десятку других штатов, ограничивших государственное и общественное использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с целью защиты частной жизни граждан. Комитет уголовного правосудия и общественной безопасности Палаты представителей штата проведут в ближайшее время слушания по двум законопроектам, регулирующим полеты беспилотников.

В прошлом году Нью-Гэмпшир был среди 43 штатов, которые приняли законы и резолюции, касающиеся БПЛА. Однако предложение, запрещающее использовать БПЛА для съемки домов граждан, не прошло через Палату представителей.

Назад Вперед


Метки к статье: БПЛА

Опубликовано: 27-11-2014, 00:25, посмотрело: 985

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Экс-президент Сербии и Черногории приговорен к трем годам тюрьмы

    Экс-президент бывшего государственного сообщества Сербии и Черногории Светозар Марович приговорен Высшим судом Черногории к трем годам и 10 месяцам ...

    Хакер Guccifer опубликовал новые украденные у Демпартии США данные

    Известный под псевдонимом Guccifer 2.0 хакер опубликовал очередные документы, украденные в результате кибератаки на Демократическую партию США. По ...

    Минфин не исключил отказа от индексации пенсий для работающих в 2017-2019 годах

    Пенсии работающих пенсионеров в 2017-2019 годах могут не индексировать, заявил Минфин России. В письме министерства от 21 июля говорится, что Минфин ...

    Открылась 71-я сессия Генассамблеи ООН

    В Нью-Йорке официально начала работу 71-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Председательство в главном совещательном органе всемирной организации ...

    ОБСЕ решила не наблюдать за выборами в Госдуму в посольстве России на Украине

    Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ не станет направлять наблюдателей в посольство и консульства России на Украине для ...

    Календарь новостей

    «    Сентябрь 2016    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 


  • авианосец, авиация, агрессия, Азербайджан, Аль-Каида, Арктика, Армения, армия, Асад, Афганистан, Африка, Балканы, безопасность, Беларусь, беспилотники, Ближний Восток, боевики, бомбардировки, ВВС, ВКС, ВМС, ВМФ, война, вооружения, Германия, Гитлер, Грузия, Донбасс, Европа, Европейский Союз, Египет, ИГИЛ, Израиль, Индия, Ирак, Иран, исламисты, Исламское государство, истребитель, Йемен, Китай, коалиция, кризис, Крым, курды, Ливан, Ливия, Литва, майдан, Мали, Минобороны, НАТО, нефть, Новороссия, Обама, оборона, ООН, ополчение, оппозиция, основной танк, ПВО, Пентагон, Первая мировая война, победа, Польша, Порошенко, потери, ПРО, Путин, разведка, разоружение, ракеты, Россия, санкции, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сербия, Сирия, Сноуден, Средняя Азия, СССР, США, Талибан, танки, терроризм, террористы, Турция, Украина, учения, Франция, холодная война, хунта, Центральная Азия, ЦРУ, Шойгу, Эрдоган, Южная Корея, Южно-Китайское море, ядерное оружие, Япония

    Показать все теги