|  Добавить в избранное

 

Мы и Мир

НАТО - 65 лет: уроки прошлого и взгляд в будущее

Категория: Геополитика

НАТОИстория: юбилеи и кризисы

4 апреля 2014 г. НАТО исполнилось 65 лет. Отмечать очередной юбилей Организации Североатлантического договора было бы неуместно в нынешней ситуации вокруг Украины, которая, по оценке Генерального секретаря альянса Андерса Фог Расмуссена, стала «самой серьезной угрозой европейской безопасности и стабильности со времени окончания холодной войны».

Но страны НАТО и не планировали громкое празднование. Очередной саммит альянса должен пройти в Уэльсе 4–5 сентября 2014 г., и эта дата была официально подтверждена 15 ноября 2013 г., еще до событий на Евромайдане. Хотя выбор даты саммита определяется, прежде всего, политической повесткой организации, в НАТО, вероятно, не хотели бы рисковать, привязывая встречу лидеров к юбилею.

Предыдущий юбилейный саммит в Страсбурге/Келе 3–4 апреля 2009 г., приуроченный к шестидесятилетию организации и десятилетию начала ее расширения на восток, совпал с годовщиной войны НАТО против Югославии и сопровождался бурными социальными протестами. Именно тогда, 23–24 апреля 1999 г., через месяц после начала военной операции «Союзническая сила» и на фоне непрекращающихся авиаударов по Югославии, лидеры стран НАТО собрались в Вашингтоне, чтобы отметить пятидесятилетие альянса, приветствовать вступление первой центральноевропейской тройки (Венгрии, Польши и Чехии) и принять новую Стратегическую концепцию. В ответ на бомбардировку Югославии Россия заморозила отношения с НАТО. «Разморозка» состоялась только через три года, когда 28 мая 2002 г. стороны подписали совместную Римскую декларацию, учредившую Совет Россия–НАТО (СРН). Но Совет так и не смог стать таким, каким он был задуман, – «всепогодным» институтом равноправного партнерства.

В августе 2008 г. НАТО в ответ на грузинский кризис заморозила отношения с Москвой. Очередной выход из кризиса «с добавленной стоимостью сотрудничества» стал возможен благодаря перезагрузке российско-американских отношений и был закреплен решениями лиссабонских саммитов НАТО и СРН в ноябре 2010 г. Однако уже тогда возникал вопрос: насколько устойчивой окажется позитивная динамика российско-натовского сотрудничества и не приведут ли фундаментальные разногласия к очередному и более глубокому политическому кризису в европейской системе безопасности? К сожалению, всего четыре года спустя это стало политической реальностью.

НАТО: достижения и планы на будущее

Годовой отчет Генерального секретаря НАТО за 2013 г. начинается с привычной констатации: НАТО остается «важнейшим источником стабильности в непредсказуемом мире», организация «более результативна и эффективна, чем когда-либо за свою историю». Хотя отчет был опубликован 27 января 2014 г., в нем нет ни слова об украинском кризисе, да и сама Украина упоминается лишь дважды, в контексте «расширения партнерских отношений». Однако «самая серьезная угроза европейской безопасности и стабильности» заставляет именно в этом ракурсе рассматривать политику НАТО, которая выстраивается в русле принятой в 2010 г. в Лиссабоне Стратегической концепции, но требует существенной корректировки и адаптации к новым политическим реалиям.

Одной из ключевых задач НАТО на Лиссабонском саммите стал перевод в позитивно-конструктивное русло отношений с Россией. Лиссабонский Совет Россия–НАТО заявил о стремлении к подлинному стратегическому партнерству. Сняв напряженность на российском треке, альянс смог сосредоточиться на других ключевых направлениях, определенных в Стратегической концепции как «коллективная оборона», «кризисное регулирование», «безопасность на основе сотрудничества». Перестройка НАТО ориентирована на решение двух принципиальных задач: во-первых, сохранить достигнутое и переформатировать альянс после завершения военной миссии в Афганистане до конца 2014 г., во-вторых, сделать это в условиях растущих финансово-ресурсных ограничений.

На саммите в Чикаго 20–21 мая 2012 г. был согласован перспективный план действий по «повышению боеспособности, совместимости и взаимодополняемости» под названием «Силы НАТО–2020». В рамках плана утверждены две основные инициативы: «Умная оборона» (определение приоритетов развития военного потенциала и их реализация на основе межгосударственной специализации и согласованных закупок стран НАТО) и «Сопряженные силы» (развитие опыта совместных операций и взаимодействия посредством оптимизации учебной и боевой подготовки под руководством НАТО). В отчете за 2013 г. Генеральный секретарь НАТО доложил о существенном прогрессе на этих направлениях и о согласованных планах на будущее.

Однако кризис в Украине заставляет НАТО корректировать свои цели и планы. Решения должны быть согласованы в довольно короткие сроки, чтобы успеть вынести их на рассмотрение и утверждение сентябрьского саммита в Уэльсе, который «будет формировать будущее альянса». По словам А. Расмуссена, участники саммита «должны принять жесткие решения в связи с долговременным стратегическим влиянием агрессии России на нашу собственную безопасность». Заместитель Генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу подтвердил: «…теперь нам, конечно, придется оценить последствия событий вокруг Украины и, возможно, пересмотреть всю свою стратегию». Но вполне очевидно, что политическая оценка украинского кризиса и его влияния на будущую трансформацию НАТО уже определена.

«Мы мирные люди, но наш бронепоезд…»

26 марта 2014 г. генсек НАТО А. Расмуссен на встрече с президентом Бараком Обамой приветствовал шаги США «в ответ на безрассудные и незаконные военные действия России в Украине». В связи с этим А. Расмуссен и Б. Обамаподчеркнули важность укрепления коллективной обороны. Это означает, что НАТО возвращается к логике сдерживания России и будет соответствующим образом осуществлять военное планирование и подготовку. На укреплении функции коллективной обороны в НАТО упорно настаивали многие страны так называемой Новой Европы, в первую очередь, Польша и государства Балтии. Но на саммите в Лиссабоне в 2010 г. возобладала реалистичная оценка – «угроза нападения обычных вооруженных сил на территорию НАТО мала», хотя ее нельзя игнорировать.В 2014 г. НАТО, заявив о «российской военной агрессии в Украине» и «аннексии Крыма», соответствующим образом пересматривает свои военно-политические приоритеты и военное планирование.

Очевидно, что Уэльский саммит утвердит программу укрепления коллективной обороны в Европе, прежде всего, за счет активизации учебно-боевой подготовки, и это будет усиливать логику и структуру взаимного сдерживания. Фактически это ответ Москве на ее принципиальный вопрос, еще недавно обсуждавшийся с НАТО: куда и на что будет перенацелена оперативная активность союза после выхода из Афганистана? Прежние предложения по наращиванию военно-технического сотрудничества, увеличению масштабов совместных учений и т.д. более не актуальны.

Важнейшей задачей НАТО, в том числе и в уэльской повестке, остается укрепление трансатлантической связки. Речь идет, с одной стороны, об обеспечении адекватного американского участия в условиях дрейфа интересов США в направлении АТР, с другой – об увеличении европейской партнероспособности, вклада европейцев в коллективную безопасность и оборону. Война в Ливии продемонстрировала, что Европа не в состоянии не только самостоятельно (без участия США) справиться с подобными конфликтами, но и стать для американцев равным партнером. Европейцы не могут выполнить согласованное в альянсе решение о минимальном уровне военных расходов в 2% (в 2013 г. только Великобритания и Греция преодолели эту планку). Несоответствие в оборонных расходах в Североатлантическом союзе увеличивается. С 2007 г. (взятого за основу как докризисный период) по 2013 г. доля расходов США выросла с 68% до 73%. В результате НАТО никак не удается добиться «справедливого распределения среди государств-членов функций, риска и обязанностей».

Как будут решаться эти задачи сегодня, в контексте кризиса европейской системы безопасности?

Прежде всего, кризис подтверждает и усиливает императивность трансатлантической связки и американской вовлеченности в европейские дела и оборону. 19 марта 2014 г. в своем выступлении «Почему НАТО важна для Америки» А. Расмуссен подчеркнул: «События на Украине – суровое напоминание, что безопасность в Европе не может считаться чем-то само собой разумеющимся. И ни Европа, ни Америка не могут добиться решения в одиночку». Акцент на коллективную оборону также ведет к усилению фактора американского военно-политического присутствия и гарантий в Европе. При этом важнейшей опорой станет система ЕвроПРО. Она будет планироваться, не исходя из российских озабоченностей и поиска «гарантий ненаправленности», а в русле гарантий евроатлантической безопасности, для которой Россия вновь представляет потенциальную угрозу.

Будет ли усилена европейская опора в НАТО? Готовы ли европейцы «соответствовать»? Политически – несомненно, но на практике принципиально, скорее всего, ничего не изменится. Призывов сплотить ряды и укрепить безопасность недостаточно, чтобы европейские страны в крайне сложной финансово-экономической ситуации выделили дополнительные ресурсы на коллективную оборону. Да и на поддержку Украины потребуются значительные средства, особенно если ЕС планирует подписать с ней соглашение об ассоциации.

В НАТО выражают серьезную озабоченность усилением присутствия российских военнослужащих вблизи украинской границы. Польское правительство не исключает возможности захвата российской армией не только юго-восточной, но и других частей Украины, и предупреждает, что «ползучий вооруженный конфликт… может доползти до наших [польских] границ». Еще до референдума в Крыму 16 марта 2014 г. в НАТО по запросу Польши и в соответствии со статьей 4 Вашингтонского договора прошли консультации по вопросу, вызывающему озабоченность в сфере безопасности, где была подтверждена солидарность союзников. По свидетельству А. Расмуссена, НАТО приняла меры по усилению боеготовности: увеличено число самолетов, патрулирующих воздушное пространство Балтии, патрулирование расширено на территорию Польши и Румынии, усилена система контроля, разведки и предупреждения.

В специальном заявлении от 26 февраля 2014 г. министры обороны стран НАТО выступили в поддержку суверенитета, независимости, территориальной целостности и нерушимости границ Украины, а Киев обратился к альянсу с просьбой рассмотреть все возможности для защиты Украины. Генсек НАТО подтвердил необходимость и готовность усилить поддержку Украины путем интенсификации политического и военного сотрудничества. Главными направлениями названы следующие: содействие «преобразованию украинских вооруженных сил в современную и эффективную организацию, способную обеспечить надежное сдерживание и защиту от военных угроз», усиление способности ВС Украины к совместным действиям с НАТО, интенсификация украинского участия в натовских учениях.

Поскольку эти шаги предпринимаются в ответ на действия Москвы, фактически под лозунгом «Защитим Украину!», они не только не способствуют деэскалации конфликта, к чему призывает Запад, но, напротив, укладываются в логику нового противостояния. Активизация военных учений НАТО с участием Украины в условиях, когда Россия фактически признается агрессором, неизбежно усилит напряженность как в регионе, так и в отношениях Россия–НАТО. Несмотря на утверждения новых властей в Киеве об отсутствии намерений вступить в НАТО и неготовность к этому самого альянса, нынешний контекст сближения и углубления сотрудничества НАТО–Украина явно противоречит заявленным целям восстановления украинского единства. Ведь именно «евро-атлантический вопрос» послужил фактором углубления раскола Украины и украинского общества и, в конечном счете, спровоцировал Евромайдан.

Однако в сложившейся геополитической ситуации полностью исключать угрозу нового расширения НАТО на восток нельзя. Тогда обратного пути уже не будет, и возникнет реальная перспектива новой военной конфронтации. В то же время именно это, вероятно, и является наиболее сильным сдерживающим моментом для Запада. К тому же неопределенность и нестабильность Украины и Грузии делают их членство в альянсе весьма проблематичным. В связи с украинскими событиями внутри Молдовы также может возникнуть вопрос о пересмотре ее нейтрального статуса, закрепленного конституцией, и ориентации на присоединение к НАТО. Для Кишинева это фактически будет означать повторение украинского сценария – отказ от Приднестровья, разрыв с Россией, внутреннюю политическую и экономическую дестабилизацию. Иными словами, пока прием этих стран в НАТО представляется маловероятным даже в условиях очередного, третьего (после событий в Югославии 1999 г. и в Грузии 2008 г.) кризиса российско-натовских отношений.

НАТО–Россия: политика незакрытых дверей

В свете украинского кризиса даже такое «историческое достижение» Лиссабонского саммита, как перевод отношений Россия–НАТО в русло стратегического партнерства, вряд ли можно считать искренним решением со стороны альянса. ВедьА. Расмуссен фактически признает, что Россия была «такой» и прежде: «…Это не отдельный инцидент. Это продолжение модели поведения. Военного давления и замороженных конфликтов в нашем соседстве. Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, а теперь Крым. Все эти кризисы связывает то, что одна большая страна в одностороннем порядке решает переписать международные правила. В одночасье и сама по себе».

В НАТО заявили, что отныне отношения с Россией не могут выстраиваться в прежнем ключе. НАТО воздерживается от замораживания отношений с Россией, не закрывая площадку СРН для политического диалога. Однако не ясно, что на практике будет означать эта «открытая дверь». Ведь позиция НАТО по украинскому кризису и политике России, которая, со своей стороны, ни при каких условиях не отступит от своей позиции, исключает возможность каких-либо компромиссных договоренностей, даже в форме технических формулировок. А для обсуждения возможностей деэскалации кризиса, перспектив прямого диалога с Киевом у Москвы есть другие адресаты и площадки, тогда как диалог с НАТО скорее вообще неуместен.

В качестве срочного ответа Москве Генеральный секретарь НАТО принял решение приостановить рабочие контакты с российской стороной в СРН. Этот шаг предпринят в преддверии заседания Совета министров иностранных дел НАТО 1–2 апреля 2014 г., на котором планировалось переоценить весь комплекс отношений с Россией. Некоторые запланированные программы сотрудничества, включая совместные учения, уже отменены, заблокировано участие России в мерах безопасности по уничтожению сирийского химического оружия. Меры по свертыванию контактов с Россией в военной сфере принимают и отдельные члены НАТО. Обсуждается вопрос о замораживании поставки в Россию двух французских кораблей «Мистраль» – своего рода символа военно-технического сотрудничества.

26 марта 2014 г. правительство РФ приняло решение выделить в Целевой фонд Совета Россия–НАТО до 4,1 млн долл. на обслуживание вертолетов в Афганистане. Это ясный сигнал о том, что Россия готова продолжать взаимодействие в сферах общего интереса. Очевидно, что сегодня такое вынужденное прагматическое сотрудничество – тот максимум, о котором можно договариваться. Если так, то двери для постепенного развития практического взаимодействия, при условии снижения остроты нынешнего кризиса, остаются приоткрытыми.

Тем не менее 1 апреля 2014 г. Североатлантический Совет принял заявление, подтверждающее отмену практического военного и гражданского сотрудничества с Россией, хотя и не отменяющее политический диалог в рамках СРН. Вопрос о пересмотре отношений с Россией перенесен на следующую сессию Совета НАТО, которая должна пройти в июне 2014 г. Страны НАТО настаивают на том, чтобы Россия предприняла незамедлительные шаги по деэскалации конфликта – в соответствии с заявлением Комиссии НАТО–Украина от 1 апреля 2014 г.

При этом главным препятствием для восстановления, хотя бы частично, практического взаимодействия остается трактовка присоединения Крыма к России как «незаконной и нелегитимной попытки аннексии», от которой, согласно требованиям Комиссии НАТО–Украина, Россия должна отказаться. Это условие, наряду с другими требованиями в отношении «российского поведения», выдвинуто в рамках решения НАТО приостановить сотрудничество. Если же альянс решит повременить с разблокированием работы СРН, это может вынудить Москву хлопнуть дверью. Тогда проиграет и та, и другая сторона, особенно учитывая важнейшую тему повестки безопасности – афганскую и предстоящий вывод натовских и американских боевых контингентов из Афганистана к концу 2014 г. В НАТО это хорошо понимают. Согласноразъяснению А. Расмуссена, взаимодействие России и НАТО по Афганистану (борьба с наркотрафиком, транзит грузов, «вертолетный проект») должно продолжаться в силу «общей заинтересованности в обеспечении успеха нашей миссии» в этой стране.

Но возврат к прежним отношениям невозможен – в этом А. Расмуссен прав. Новая парадигма российско-западных отношений и их нынешний кризис уже не позволяют рассчитывать на выход из него «с добавленной стоимостью». Россия и НАТО исчерпали этот ресурс; прежняя «перезагрузка», закончившаяся очередным и фундаментальным политическим конфликтом в Европе, не оставляет шансов на новую. И для России, и для НАТО теперь актуален другой вопрос: как удержаться от эскалации конфликта и взаимной конфронтации?

Дрейф России и НАТО в направлении взаимного сдерживания – серьезный вызов и для их внеевропейских партнеров. Уже очевидно, что многие из них не готовы встать на позицию Запада и согласиться с ответами России. Президент Афганистана Хамид Карзай, несмотря на явную зависимость от США и НАТО и крайне сложный для страны переходный период, признал итоги референдума в Крыму, и это более чем показательно. Каким образом и на какой политической основе НАТО будет развивать, согласно Концепции-2010, «широкую сеть партнерских отношений по всему миру», если военно-политические установки и оперативные приоритеты альянса принципиально изменятся? Ведь даже независимо от того, насколько те или иные партнеры поддерживают позицию НАТО, кризис ее отношений с Россией, перспектива усиления взаимного сдерживания меняют не только содержание, но и характер потенциального партнерства этих стран с альянсом, заявляющим о себе как о «28-ми сильнейших суверенных демократиях мира».

 

Автор: Дмитрий Данилов

Источник: РСМД



Метки к статье: НАТО

Опубликовано: 6-04-2014, 15:31, посмотрело: 706

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Экс-президент Сербии и Черногории приговорен к трем годам тюрьмы

Экс-президент бывшего государственного сообщества Сербии и Черногории Светозар Марович приговорен Высшим судом Черногории к трем годам и 10 месяцам ...

Хакер Guccifer опубликовал новые украденные у Демпартии США данные

Известный под псевдонимом Guccifer 2.0 хакер опубликовал очередные документы, украденные в результате кибератаки на Демократическую партию США. По ...

Минфин не исключил отказа от индексации пенсий для работающих в 2017-2019 годах

Пенсии работающих пенсионеров в 2017-2019 годах могут не индексировать, заявил Минфин России. В письме министерства от 21 июля говорится, что Минфин ...

Открылась 71-я сессия Генассамблеи ООН

В Нью-Йорке официально начала работу 71-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Председательство в главном совещательном органе всемирной организации ...

ОБСЕ решила не наблюдать за выборами в Госдуму в посольстве России на Украине

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ не станет направлять наблюдателей в посольство и консульства России на Украине для ...

Календарь новостей

«    Сентябрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


авианосец, авиация, агрессия, Азербайджан, Аль-Каида, Арктика, Армения, армия, Асад, Афганистан, Африка, Балканы, безопасность, Беларусь, беспилотники, Ближний Восток, боевики, бомбардировки, ВВС, ВКС, ВМС, ВМФ, война, вооружения, Германия, Гитлер, Грузия, Донбасс, Европа, Европейский Союз, Египет, ИГИЛ, Израиль, Индия, Ирак, Иран, исламисты, Исламское государство, истребитель, Йемен, Китай, коалиция, кризис, Крым, курды, Ливан, Ливия, Литва, майдан, Мали, Минобороны, НАТО, нефть, Новороссия, Обама, оборона, ООН, ополчение, оппозиция, основной танк, ПВО, Пентагон, Первая мировая война, победа, Польша, Порошенко, потери, ПРО, Путин, разведка, разоружение, ракеты, Россия, санкции, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сербия, Сирия, Сноуден, Средняя Азия, СССР, США, Талибан, танки, терроризм, террористы, Турция, Украина, учения, Франция, холодная война, хунта, Центральная Азия, ЦРУ, Шойгу, Эрдоган, Южная Корея, Южно-Китайское море, ядерное оружие, Япония

Показать все теги