|  Добавить в избранное

 

Мы и Мир

Территориальные и ресурсные интересы США в Арктике

Категория: Геополитика

Американцы в АрктикеДолгие годы значительная часть Арктики была фактически закрытым районом Мирового океана. Это было обусловлено как суровыми природно-климатическими условиями, так и секторальным подходом, в соответствии с которым ни СССР, ни Канада не допускали осуществления здесь каких-либо видов морехозяйственной и военной деятельности без их согласия. Сегодня ситуация принципиально изменилась.

Постепенное уменьшение ледового покроя, открывающее широкие возможности по осуществлению судоходства, рыболовства, добычи нефти и газа, привлекает к Северному Ледовитому океану все большее внимание различных неарктических государств. Эти страны создают национальные центры по изучению Арктики, рассматривая их как первый шаг на пути к освоению её пространств и ресурсов. Вступившая в силу в 1994 г. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. дает им определенные правовые основания по реализации своих интересов в этом регионе.

Ратификация Россией в 1997 г. вышеуказанной Конвенции привела к тому, что наша страна не могла больше рассматривать границы арктического сектора в качестве государственных, а также распространить свою юрисдикцию на какие-либо акватории и ресурсы за пределами 200 мильной зоны, за исключением ресурсов континентального шельфа. При этом ст. 76 Конвенцией были предусмотрены определенные пространственные ограничения: внешние границы континентального шельфа не могут быть установлены далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров. За пределами этих ограничений ресурсы дна и недр континентального шельфа получают статус общего наследия человечества и переходят под управление Международного органа по морскому дну.

Из всех арктических государств лишь США не являются участниками Конвенции 1982 г. Необходимость их присоединения к Конвенции долгие годы непосредственно увязывалась с арктической тематикой, в особенности после того, как Россия в 2001 г. первой из всех приморских государств подала свою заявку в Комиссию по границам континентального шельфа, а в 2007 г. установила свой государственный флаг на дне Северного Ледовитого океана. Однако в последнее время это решение в большей степени зависит от развития ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Участие в Конвенции укрепит правовые позиции Вашингтона, защищающего своих союзников в условиях нарастающих пространственно-ресурсных притязаний Пекина в Восточно- и Южно-Китайском морях.

Однако, как для России, так и для других арктических государств, вопрос о том, присоединятся ли США к Конвенции или нет, имеет второстепенное значение. Гораздо более важная проблема заключается в том, будут ли США в полной мере применять ее положения. Дело в том, что США нигде не ограничивали протяженность своего континентального шельфа. Эта позиция была первоначально изложена в заявлении президента Г.Трумэна "О политике США в отношении естественных ресурсов недр и морского дна континентального шельфа" (1945), затем в "Законе о внешнем континентальном шельфе" (1953), и наконец - в "Законе о твердых полезных ископаемых глубоководных районов морского дна" (1980). Более того, США как участник Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. имеют возможность разработки его ресурсов до тех глубин, до которых это позволяют сделать существующие технологии. Таким образом, Вашингтон может в любой момент заявить о приоритете своего национального законодательства, и распространить свою юрисдикцию на всю протяженность подводной окраины материка, начиная от береговой линии и заканчивая границей глубоководных районов морского дна.

Даже в случае присоединения к Конвенции, США имеют возможность заявить о своем неприменении ст. 76, которая предполагает установление самоограничительных границ континентального шельфа, возможное формирование Международного района морского дна со статусом общего наследия человечества, ресурсную деятельность в котором смогут осуществлять все государства. Этот шаг освободит Вашингтон от обязанности производить отчисления в Международный орган по морскому дну при разработке ресурсов континентального шельфа за пределами 200-мильной зоны (ст. 82). Американские энергетические компании будут поставлены в значительно более выгодные условия, т.к. будут руководствоваться исключительно нормами национального законодательства. А платежи от разработки ресурсов шельфа будут перечисляться непосредственно в Казначейство США, что в большей степени соответствует американским национальным интересам. В результате, на сегодняшний день США могут быть в большей степени заинтересованы в регионализации проблематики разграничения своего континентального шельфа путем достижения взаимных договоренностей с Россией и Канадой.

В отношениях с Россией США не без оснований продолжают настаивать на ратификации Договора Бейкера-Шеварднадзе 1990 г. Негативные оценки этого соглашения со стороны российских экспертов касаются исключительно тех принципов разграничения, которые были использованы в Беринговом море. В Северном Ледовитом океане применение линии, обозначенной еще в русско-американской Конвенции 1867 г. об уступке Аляски, дало нам определенные пространственные преимущества, а также окончательно закрепило секторальную границу между СССР и США, в чем были заинтересованы обе стороны. Более того, российская заявка 2001 г. в Комиссию по границам континентального шельфа основана на признании именно этой линии разграничения.

В отношениях с Канадой у США существует нерешенная проблема, касающаяся делимитации исключительных экономических зон и континентального шельфа в районе моря Бофорта. Канада считает, что в соответствии с российско-британской Конвенцией 1825 г. эта граница определена в рамках разграничения Аляски и Юкона по 141 западной долготы на север вплоть до Северного Ледовитого океана и далее. США настаивают на том, что сухопутная граница действительно проведена по 141 западной долготы, но морская граница этой Конвенцией не обозначена и должна быть проведена на равном отстоянии от берегов США и Канады.

Как ни парадоксально, но американский вариант разграничения предусматривает существенное ограничение площади потенциального континентального шельфа США в Арктике. Однако, в зоне американской юрисдикции окажется перспективный с точки зрения энергетических ресурсов морской регион в южной части моря Бофорта, запасы которого сравнимы с крупнейшим американским месторождением в заливе Прадхо. Для Канады же принятие американского варианта будет означать как существенные возможности по расширению площади своего континентального шельфа за пределами 200-мильной зоны, так и необходимость согласования уже канадско-российской границы шельфа в Северном Ледовитом океане.

Косвенная заинтересованность США в регионализации арктической проблематики была подтверждена и в принятой в 2008 г. пятью арктическими странами Илулиссатcкой Декларации. В ней, в частности, было заявлено о том, что нет никакой необходимости в разработке нового международного правового режима для управления Северным Ледовитым океаном, на формировании которого зачастую настаивают экологические организации. А целенаправленная аппеляция к "обширной международно-правовой базе", а не только к Конвенции 1982 г., предоставила арктическим государствам более широкие возможности по проведению делимитации арктических пространств.

Второй немаловажный шаг произошел совсем недавно - в 2011 г. Именно тогда в рамках Арктического Совета между восемью его участниками было заключено Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании. Примечательно, что в качестве границ, обозначающих зону ответственности каждого из пяти арктических государств, были использованы традиционные и забытые в последние годы секторальные линии.

Наконец, США выступают с идеей создания в Арктике региональной организации по регулированию вылова. Такая необходимость обусловлена тем, что по мере освобождения от ледового покроя в воды центральной части Арктики, являющихся по своему правовому статусу открытым морем, могут прийти флоты различных, прежде всего неарктических государств. Очевидно, что эти предложения, направленные на недопущение незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла, соответствуют интересам и других арктических стран.

Пожалуй, единственным исключением из американской линии на регионализацию арктической проблематики является вопрос о правовом статусе Северного морского пути и Северо-западного прохода. Вашингтон настаивает на том, что эти судоходные маршруты являются не национальными, а международными и в их отношении сохраняется свобода судоходства, а Канада и Россия не могут заявлять о своих исключительных правах и вводить какие-либо регуляционные меры. Однако в данном случае США в большей степени озабочены стремлением не допустить создания правового прецедента, который мог бы использоваться другими государствами (например, Ираном) для перекрытия тех проливов, которые на сегодняшний день отнесены к категории международных. В перспективе вопросы обеспечения безопасности могут способствовать кардинальному пересмотру американской позиции. Вне всяких сомнений, национальный или региональный уровень координации в отношении СМП и СЗП будет намного более выгоден всем странам арктической пятерки.

Таким образом, США, оставаясь вне рамок Конвенции, находятся в достаточно выгодном положении. Они не ограничены конвенционными обязательствами и имеют возможность выбора нескольких вариантов стратегии действий. Даже в случае присоединения, они имеют возможность заявить о приоритете своего национального законодательства над любыми конвенционными нормами. Вне зависимости от того, насколько далеко зайдут процессы интернационализации пространств и ресурсов в центральной части Арктики со стороны других государств, США в рамках зоны своих национальных интересов будут склоняться к обратному - к регионализации арктической проблематики.

 

Автор: Гудев Павел Андреевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН
Источник: REGNUM



Опубликовано: 26-03-2013, 09:12, посмотрело: 1590

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Экс-президент Сербии и Черногории приговорен к трем годам тюрьмы

Экс-президент бывшего государственного сообщества Сербии и Черногории Светозар Марович приговорен Высшим судом Черногории к трем годам и 10 месяцам ...

Хакер Guccifer опубликовал новые украденные у Демпартии США данные

Известный под псевдонимом Guccifer 2.0 хакер опубликовал очередные документы, украденные в результате кибератаки на Демократическую партию США. По ...

Минфин не исключил отказа от индексации пенсий для работающих в 2017-2019 годах

Пенсии работающих пенсионеров в 2017-2019 годах могут не индексировать, заявил Минфин России. В письме министерства от 21 июля говорится, что Минфин ...

Открылась 71-я сессия Генассамблеи ООН

В Нью-Йорке официально начала работу 71-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Председательство в главном совещательном органе всемирной организации ...

ОБСЕ решила не наблюдать за выборами в Госдуму в посольстве России на Украине

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ не станет направлять наблюдателей в посольство и консульства России на Украине для ...

Календарь новостей

«    Сентябрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


авианосец, авиация, агрессия, Азербайджан, Аль-Каида, Арктика, Армения, армия, Асад, Афганистан, Африка, Балканы, безопасность, Беларусь, беспилотники, Ближний Восток, боевики, бомбардировки, ВВС, ВКС, ВМС, ВМФ, война, вооружения, Германия, Гитлер, Грузия, Донбасс, Европа, Европейский Союз, Египет, ИГИЛ, Израиль, Индия, Ирак, Иран, исламисты, Исламское государство, истребитель, Йемен, Китай, коалиция, кризис, Крым, курды, Ливан, Ливия, Литва, майдан, Мали, Минобороны, НАТО, нефть, Новороссия, Обама, оборона, ООН, ополчение, оппозиция, основной танк, ПВО, Пентагон, Первая мировая война, победа, Польша, Порошенко, потери, ПРО, Путин, разведка, разоружение, ракеты, Россия, санкции, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сербия, Сирия, Сноуден, Средняя Азия, СССР, США, Талибан, танки, терроризм, террористы, Турция, Украина, учения, Франция, холодная война, хунта, Центральная Азия, ЦРУ, Шойгу, Эрдоган, Южная Корея, Южно-Китайское море, ядерное оружие, Япония

Показать все теги