|  Добавить в избранное

 

Индия в Южно-Китайском море: цели, интересы и перспективы

Категория: Азия

Индийский флотВ нынешних условиях усиления конкурентной борьбы в Азиатско-Тихоокеанском регионе в военно-политической и экономической областях, рассмотрение места и роли в происходящих событиях активно развивающейся в последние годы Индии представляется весьма интересным для объективной оценки складывающейся международной обстановки.

С каждым годом Южно-Китайское море (ЮКМ) приобретает все большую значимость как стратегический выход из Индийского океана в Тихий, как транзит нефти, который в три раза выше, чем через Суэцкий канал и удвоится к 2020 г., как источник крупных запасов нефти и газа. В силу указанных факторов с 2008-09 гг. здесь затягиваются в тугой узел несовместимые интересы слишком многих стран и в итоге территориальные споры и конфликты, казалось бы, регионального уровня становятся глобальными.

Корабли ВМС Индии впервые достаточно заметно появились здесь на рубеже тысячелетий. Это сразу же повлекло ряд вопросов – почему, с какой задачей, надолго ли и т.д. Ответы на них таятся в тесной связи их присутствия с запущенным в 1991 г. курсом Индии «Смотри на Восток», который был нацелен на реализацию широкого спектра индийских экономических, стратегических и политических интересов и задач в регионе. Непосредственно в ЮКМ Дели предполагал создать не только зону расширенного влияния, но и стратегическую площадку для конкретного обеспечения:

- свободы судоходства для доставка своих 55% товаров в СВА;

- доступа индийских компаний к разведке нефтегазовых месторождений в водах Вьетнама и к добыче с 2001 г. нефти на шельфе Сахалина, что необходимо для энергетической безопасности страны;

- прохода к единственной научно-исследовательской полярной базе Химандри в приобретающей военно-стратегическую и ресурсную значимость Арктике и т.д.

По мере усложнения и углубления целей второй фазы курса «Смотри на Восток» появилась также заинтересованность в:

- укреплении политико-стратегических отношений с государствами АСЕАН, чуть позже с Южной Кореей, Японией и Австралией;

- достижении частичного контроля морских пространств с помощью механизма совместных маневров и патрулирования стратегических проливов, обмена визитами отрядов кораблей и демонстрации «флага» и т.п. для обеспечения безопасности от традиционных и нетрадиционных угроз в столь сложном регионе на стыке двух океанов.

Когда курс «Смотри на Восток» перерос до стремления Индии выйти на уровень глобальной, в том числе морской, державы и формулирования более широкого Восточного направления, предусматривающего активное участие в многообещающих интеграционных трендах в Средиземноморье ХХI века (так стали именовать АТР в силу смещения сюда глобальных центров экономического развития), интересы и цели страны значительно обогатились. После первоначального участия в ВАС в декабре 2005 г. благодаря поддержке АСЕАН, Японии, Южной Кореи, у Индии усилилась заинтересованность в:

- дальнейшей активизации стратегических взаимосвязей со странами СВА и ВА;

- более эффективном присутствии ВМС в западной части Тихого океана, чтобы сбалансировать китайский активизм в ЮКМ и ВКМ и реализовать принципы обновленного варианта морской стратегии 2007 г. «Свобода открытого моря: военно-морская стратегия Индии», предусматривающей защиту национальных интересов в Мировом океане;

- наконец, в преодолении существующего парадокса исключения Индии как третьей экономики Азии и 8-ой экономики мира из такой крупнейшей структуры экономического сотрудничества, как АТЭС и т.п.

Безусловно, ЮКМ — это своеобразное «окно», наиболее удобный и, пожалуй, единственно оптимальный проход в АТР, без которого решение указанных целей Индии было бы просто невозможно. Индия достаточно успешно подготовила здесь условия для выхода в АТР, добившись доступа к ряду портов и баз прибрежных стран (Вьетнама, Сингапура, Малайзии и др.) и установив режим стратегического партнерства со многими из них.

Меры Индии по дальнейшему продвижению в АТР, завоевание тихоокеанских позиций (первое длительное материальное пребывание отряда ВМФ в 2007 г. в западной части Тихого океана, совместные маневры с региональными странами, и прежде всего с США, в том числе на Аляске, создание поста офицера по связи при ПАКОМ на Гавайях и др.) вызывают живейшие дискуссии среди экспертов-международников.

Их мнения далеко неоднозначны при определении места и роли Индии в АТР. Так, американец Мак-Дугал ограничил роль Индии взаимодействием по разным направлениям с государствами АТР. Индиец Х.Пант, профессор королевского колледжа Лондонского университета, утверждал, что Индия уже является главным актером на политической арене АТР наряду с США, Китаем и Японией. Исследователь из лондонского университета Брунел Д.Скотт склонен к более скромной оценке – Индия стала игроком региональных международных отношений. Наконец, У.С.Лэдвиг из Оксфорда полагает, что влияние и присутствие Индии наиболее весомо ощущается в ЮВА и с недавних пор в ЮКМ.

С последним выводом можно согласиться. Но следует признать, что Индия уже подала немало недвусмысленных сигналов относительно ее амбициозных устремлений по внедрению в пространство АТР и главное – предприняла немало конкретных шагов в данном направлении. И это уже не просто взаимодействия, а нечто большее. Думается, Индия не намерена остановиться на достигнутом.

В пользу наращивания Индией потенциала восточноазиатского и тихоокеанского игрока действуют несколько факторов:

- эффективность курса «Смотри на Восток», который перевел страну из разряда южноазиатского и индоокеанского государства в более широкую категорию;

- конструктивный характер участия Дели в ВАС и других структурах регионального сотрудничества;

- глубина стратегических взаимодействий с ведущими странами АТР — США, Японией, Австралией, Южной Кореей и членами АСЕАН;

- объединение значительной части Индийского океана с АТР в соответствии с новой доктриной 2011 г. США «Тихоокеанский век Америки», придавшей легитимность тихоокеанскому статусу Индии – географически периферийного государства.

В Дели признают сложность преодоления разнообразных внутренних социально-экономических ограничений на пути реализации индийских интересов и целей, необходимость расширять геостратегические и политические позиции в АТР. Индии предстоит приложить немалые усилия по укреплению своей роли в ЮКМ, в том числе в борьбе с пиратами и террористами, и оправдать ту фору, которую предоставили ей страны АСЕАН, Япония и Южная Корея, поддержав по многим направлениям ее курс, в частности на вступление в АТЭС, СБ ООН и т.п.

Между тем реализация курса натолкнулась на определенное сопротивление со стороны Китая. В Пекине не были склонны приветствовать участие Дели в ВАС и других многосторонних структурах (например в АСЕМ, возможно в будущем в АТЭС), как и желание Индии стать постоянным членом СБ ООН. В Поднебесной критиковали и преуменьшали эффективность курса «Смотри на Восток», как и стремление Индии стать глобальной державой, пытаясь ограничить поле влияния и интересов Индии границами Южной Азии или Индийского океана. Китай выражал неудовольствие по поводу заявления Индии в 2011 г. о намерении обосноваться в ЮКМ и направить группу эсминцев. Наиболее остро обнажились противоречия между сторонами в сфере энергетики, где Индия оказалась участницей давнего спора Вьетнама и Китая в ЮКМ (случаи соперничества из-за ресурсов между Дели и Пекином возникали и в других районах мира – в Мьянме, в Центральной Азии, Латинской Америке).

События в ЮКМ развивались молниеносно и запутано. Спичкой для разжигания костра соперничества послужил инцидент 22 июля 2011 г. вокруг индийского корабля Эрават. Он возвращался после визита «доброй воли» из Вьетнама и находился во вьетнамских водах, но, тем не менее, был остановлен и, по некоторым источникам, даже обстрелян китайскими катерами. Подобный же случай повторился спустя 11 месяцев с кораблем ВМФ Индии Шивалик по той же схеме.

Следует напомнить, что еще в 2010 г. на Форуме АСЕАН Индия была среди 12 из 27 участников, которые поддержали позицию США по многостороннему подходу к решению спора в ЮКМ. После указанного столкновения Индия вновь подтвердила свою твердую приверженность свободе судоходства в ЮКМ в конце июля 2011 г. в выступлении Генерального секретаря по иностранным делам Нирупамы Рао в Национальном морском фонде в Дели.

В сентябре 2011 г. Министр Иностранных дел Индии в ходе визита в Ханой заявил о решении Индии продолжить поиски индийской нефтегазовой компанией (ONGC) на блоках 127 и 128 в бассейне Нам Кон Сон у берегов Вьетнама. В октябре 2011 г. Индия подписала повторное соглашение с Вьетнамом, который, кстати, имеет подобные партнерские соглашения с 60 странами.

Китайская сторона в ноябре того же года ответила на этот акт резким требованием о необходимости получения индийскими компаниями разрешения Пекина на разработку спорных участков, поскольку считала соглашение нелегальным и нарушающим китайский суверенитет в этих водных пространствах ЮКМ, объявив 80% их своими. Одновременно началось противостояние кораблей Ханоя и Пекина, информационная война, ужесточились также позиции КНР в отношении Японии и Филиппин по другим территориальным спорам, что в целом идет вразрез с общими региональными интересами и интересами США.

Руководители Индии проигнорировали демарш Китая и решили продолжать разведку в ЮКМ на предоставленных участках в соответствии с принципами своей морской стратегии 2007 г. и общепринятого международного права на доступ к ресурсам. По существу развивающаяся ситуация вела к актам «холодной войны» между участниками спора, которые могли бы дестабилизировать обстановку и в ЮКМ, и в АТР.

Но в мае 2012 г. заместитель министра нефти и газа Р.П.Н.Сингх заявил в индийском Парламенте о выходе ONGC из проекта на одном из участков по причине его экономической нецелесообразности. В июне того же года Вьетнам продлил период разведки на другом участке и предложил совместное изучение, на что Индия дала согласие. Такое решение Вьетнама могло означать понимание важности присутствия Индии в ЮКМ для стратегического баланса в условиях, когда китайская Национальная офшорная нефтяная компания (CNOOC) инициировала предоставление 9 блоков для иностранной разведки в водах Вьетнама, поскольку считала их своими. Начиная с 2015 г. Пекин запланировал добывать с месторождений в ЮКМ 15 млрд кубометров газа ежегодно.

Индия, хотя не прямой участник спора, но косвенно подогрела новый этап давно и вяло текущего противостояния Пекина и Ханоя. Адмирал Девендра Кумар Джоши дважды заявлял о готовности Индии направить военные корабли в ЮКМ для защиты индийских энергетических интересов и специалистов, работающих на месторождении Нам Кон Сон.

В ответ Китай инициировал введение с 1 января 2013 г. нового правила досмотра иностранных кораблей при появлении в тех водах, которые он считает достаточно произвольно своей принадлежностью. Вашингтон осудил планы Пекина о досмотре иностранных судов в ЮКМ.

На описанном в первой части статьи фоне нарастания напряженности между несколькими участниками территориальных разногласий и в ЮКМ, и позже в ВКМ, достаточно неожиданно произошел разворот на 180 градусов в позициях Пекина и Дели — 19 июня 2012 г. было подписано соглашения между индийской и китайской нефтяными компаниями о совместных поисках ресурсов в третьих странах. По существу оно не только повторяет действовавшее подобное соглашение 2006 г., но расширяет его до формата сотрудничества в переработке нефти и газа, строительстве и управлении трубопроводами. Некоторые эксперты оценивают такой крутой сдвиг в позициях Индии и Китая поисками компромисса в их энергетических интересах, обремененных взаимными трениями и претензиями.

Но на наш взгляд, его необходимо рассматривать в более широком контексте хрупких и крайне сложных индийско-китайских взаимосвязей, которые укладываются как бы в границы некоего огромного ромба с вершинами в:

- Гималаях;

- водах Индийского океана;

- на западной индо-пакистанской границе;

- на восточном фланге — в ЮКМ.

В каждой из его 4-х сторон находят проявления разно векторные факторы. На севере, несмотря на 15-й раунд пограничных индийско-китайских переговоров, сохраняются взаимные претензии и нередко взрывы напряженности. Так, 23 апреля 2013 г. официальные представители Индии выступили с заявлением против установления Китаем нового военного поста на спорном участке в Гималаях.

На юге — в индоокеанской зоне Китай сумел укрепить свои позиции с помощью стратегии «нить жемчуга» и продолжает строить планы дальнейшего расширения сети военно-морских пунктов на восточном побережье Африки, а также в Йемене, играющем важную стратегическую роль в районе Аденского залива. Если на Сейшелах Китаю удалось подписать соглашение об установлении базы, то в Йемене планы провалились – США, молниеносно воспользовавшись дестабилизацией в стране, переиграли Пекин.

Вполне обосновано подвижки в бассейне Индийского океана вызывают в Дели настороженность и требования со стороны некоторых военных и политиков на проведение адекватных активных мер Индией в ЮКМ, которые оцениваются как асимметричные.

На западе в последние годы произошли заметные позитивные изменения в двусторонних отношениях Индии с Пакистаном в торговле, облегчении визового режима, поисках решения статуса ледников и других сферах, которые в целом поддерживаются Китаем.

На востоке — в ЮКМ, помимо нового неожиданного витка в индо-китайском сотрудничестве по разведке нефтегазовых ресурсов, параллельно выдвигается инициатива АСЕАН и Китая по разработке юридически обязывающего свода правил для определения принадлежности спорных островов в ЮКМ.

Наряду с двусторонними подвижками на отдельных векторах индо-китайских взаимоотношений, следует учитывать факторы более крупной игры, в частности в сфере энергетических ресурсов. В ее ходе США, с одной стороны, пытаются выстроить единый антикитайский фронт, в котором опираются ныне не только на Японию и Южную Корею, но и на Филиппины, благодаря оказываемой поддержке против Китая. Похоже, у Вашингтона есть намерение в дальнейшем присоединить Вьетнам и Индонезию.

Важную роль Вашингтон отводит Индии, планируя использовать геостратегические и политические преимущества Индии в качестве механизма «сдерживания» Китая и контроля над нефтяными потоками в Поднебесную, проходящими через Индийский океан и ЮКМ.

Известный эксперт по безопасности, американский профессор Майкл Клэр дал более жесткую оценку ситуации — обеспечивая себе в индо-тихоокеанском регионе военно-морское превосходство, Вашингтон нацелился на обретение в ХХI веке эквивалента того, что в ХХ веке называлось ядерным шантажом. Если будут затронуты американские интересы, США поставят китайскую экономику на колени, перекрыв жизненно важные нефтяные потоки.

А с другой стороны, США стремятся оттеснить Китай от источников ресурсов в зоне «арабской весны» (Ливии, Судана, Сирии и т.п.) или создать схожие проблемы в других регионах мира (в частности, в ЮКМ и др.). Так, только в Ливии после натовских военных операций Китаю пришлось свернуть 50 крупных проектов и эвакуировать 30 тысяч китайских специалистов, работавших преимущественно на нефтяных предприятиях, а также понести значительные потери финансов, вложенных в другие отрасли.

Кроме того, Вашингтон, по-видимому, будет педалировать опасения некоторых стран АСЕАН, вызванных агрессивностью и настойчивостью в расширении зоны контроля Пекина в ЮКМ, чтобы найти дополнительные рычаги сближения с ними.

Оценивая неожиданный поворот в позиции Индии, следует принимать во внимание несколько факторов:

- ее прагматические расчеты между нежеланием потерять выгоду от растущей торговли (около 75 млрд.долл за 2012 г.) с Китаем (как и в точках соприкосновения по ряду глобальных проблем) и не до конца разведанными, не столь многообещающими (по оценкам американских экспертов) нефтегазовыми запасами в водах Вьетнама;

- некоторое улучшение индо-китайских отношений по ряду направлений — возобновление военного сотрудничества, которое в последние годы неоднократно прерывалось по разным причинам (несколько примеров: в 2012 г., в частности, состоялся важный визит министра обороны Китая в Дели; в декабре 2011 г. была подписана первая значимая сделка (доля в 49%) крупной индийской компании InfrastructureLeasingandFinancialServicesLimited (IL&FS) с госпредприятием Китая на сумму в 150 млн. долл и др.);

- для Индии важна ее роль «swingstate» (государства-маятника) и готовность выступать в качестве балансира. Это дает ей возможность более гибко маневрировать при решении некоторых конфликтных ситуаций в целях защиты национальных интересов и расширения зон влияния.

В складывающихся сложных и противоречивых условиях в ЮКМ, Индия, с одной стороны, выступает за принятие нового Кодекса поведения в ЮКМ, разговоры о котором ведутся, однако, вяло и достаточно долго (с 2002 г., т.е., по существу, с момента принятия известной Декларации о поведении сторон). С другой стороны, Индия в конечном итоге не поддерживала ни одну из спорящих сторон. Между тем, по информации газеты «IndianExpress», 20 мая 2013 г. индийский премьер-министр М.Сингх сделал заявление об отказе Индии разделять позицию Китая по спорным островам Наньша (Спратли), Сиша (Парасельские) и Чжуша, поскольку считает их находящимися в международных водах.

Пекин признает их расположенными в его ЭЭЗ (площадью в 3 млн.кв.км). Его плотный контроль в ЮКМ создаст огромные проблемы для многих государств. Даже Индонезия и Австралия опасаются того, что Китай может использовать те же Спратли в качестве плацдарма не только для захвата газовых месторождений на индонезийском шельфе, но и для рывка в Южную часть Тихого океана, где у него уже есть определенная база влияния (Фиджи, Папуа-Новая Гвинея и др.).

Китайская неуступчивость и напористость негативно воздействовали на обсуждение вопроса о спорных территориях в ЮКМ на Форуме АСЕАН в 2012 г. и впервые за 45 лет существования этой организации привели к расколу в позициях членов.

Не означает ли все это, что: 1) Пекин пошатнул миф о коллективном единстве группировки? 2) А в СВА рождается новый баланс сил?

Принимая во внимание особенности как ситуации в ЮКМ, так и противоречий внутри АСЕАН, Индия, как один из крупных и влиятельных конкурентов Китая, может активизировать усилия в поисках большего взаимопонимания с асеановцами и выступить с новыми конструктивными предложениями и вариантами решения вопроса.

 

Автор: Нина Лебедева, ведущий научный сотрудник ЦИИ ИВ РАН

Источник: Новое восточное обозрение



Опубликовано: 19-07-2013, 10:08, посмотрело: 1747

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Полиция Британии арестовала 55 захватчиков храма сикхов

Полицией Великобритании арестованы 55 человек, участвовавших в захвате сикхского храма в центральной Англии, пострадавших нет, сообщают британские ...

ЦИК Белоруссии: Явка на парламентских выборах составила 74,32%

В выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Белоруссии приняли участие более 74% избирателей, говорится в сообщении ЦИК страны. ...

Неизвестный заявил о минировании Дома профсоюзов в Одессе

Неизвестный в воскресенье сообщил в полицию о минировании Дома профсоюзов и Куликова поля в Одессе. «От неизвестного поступило сообщение о том, ...

Выборы в парламент завершились в Белоруссии

Парламентские выборы завершились в воскресенье в Белоруссии, депутаты избраны во всех округах, заявила глава ЦИК Белоруссии Лидия Ермошина на ...

Олланд раскритиковал ответные меры США на теракт 9/11

Ответные меры США на теракт 11 сентября 2001 года только содействовали нарастанию масштабов террористической угрозы, заявил президент Франции Франсуа ...

Календарь новостей

«    Сентябрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


авианосец, авиация, агрессия, Азербайджан, Аль-Каида, Арктика, Армения, армия, Асад, Афганистан, Африка, Балканы, безопасность, Беларусь, беспилотники, Ближний Восток, боевики, бомбардировки, ВВС, ВКС, ВМС, ВМФ, война, вооружения, Германия, Гитлер, Грузия, Донбасс, Европа, Европейский Союз, Египет, ИГИЛ, Израиль, Индия, Ирак, Иран, исламисты, Исламское государство, истребитель, Йемен, Китай, коалиция, кризис, Крым, курды, Ливан, Ливия, Литва, майдан, Мали, Минобороны, НАТО, нефть, Новороссия, Обама, оборона, ООН, ополчение, оппозиция, основной танк, ПВО, Пентагон, Первая мировая война, победа, Польша, Порошенко, потери, ПРО, Путин, разведка, разоружение, ракеты, Россия, санкции, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сербия, Сирия, Сноуден, Средняя Азия, СССР, США, Талибан, танки, терроризм, террористы, Турция, Украина, учения, Франция, холодная война, хунта, Центральная Азия, ЦРУ, Шойгу, Эрдоган, Южная Корея, Южно-Китайское море, ядерное оружие, Япония

Показать все теги